Л. С. Бакст

Л. С. Бакст

«Автопортрет», 1906 год

Бакст Лев Самойлович (настоящая фамилия — Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866 -1924), русский художник и сценограф.  Родился в Гродно в 1866 г. в семье мелкого коммерсанта. Учился в гимназии, был вольнослушателем в Академии Художеств, но, разочаровавшись в академической подготовке, покинул это заведение. Занимался живописью самостоятельно, подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов.  

Впервые представил свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).  

В начале 1890-х выставлял свои работы, в основном, пейзажи, в «Обществе акварелистов». С середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания «Мира искусства».  

Именно графические работы для журнала «Мир искусства» принесли Баксту широкую известность. Бакст внес волнистую линию модерна и почти восточное пристрастие к плоскостному рисунку и ярким краскам в мир садов, архитектурных перспектив и развевающихся драпировок, излюбленный художниками, близких «Миру искусства».  

Художник продолжал заниматься и станковой живописью, исполнив множество графических и живописных портретов известных писателей и художников — Ф. Малявина (1899 г.), В. Розанова (1901 г.), А. Белого (1905 г.), З. Гиппиус (1906 г.) и др.  

По необходимости содержать семью (овдовевшую мать и малолетних братьев и сестер) Бакст стал учителем рисования детей великого князя Владимира, а в 1902 г. получил от царя заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже.

Период с 1893 по 1899 г. провел в Париже, при этом часто приезжая в Петербург.  

В 1898 г. Бакст выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной С. Дягилевым, а с 1899 г. принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, до 1910 г. — в выставках «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.  

В годы первой русской революции сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон», затем оформлял журналы «Золотое руно» и «Аполлон». Занимался книжной графикой и декоративным искусством, оформляя интерьеры и выставки.  

К концу 1900-х Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой и вошел в историю как выдающийся театральный художник. Дебютировал в театре он еще в 1902 г. Позднее художник делал театральные костюмы для артистов (например, для Анны Павловой).  

Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева» и создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909 ), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910 г.), «Нарцисс» (1911 г.), «Дафнис и Хлоя» (1912 г.) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.  

Все эти годы Бакст проживал в Европе, что было вызвано необходимостью находиться возле балетной труппы, а также тем, что, как еврей, он не имел вида на жительство в Санкт –Петербурге.  

В 1914 г. Бакст был избран членом Императорской Санкт–Петербургской Академии Художеств.  

Нараставшее напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что в 1918 г. художник был вынужден покинуть труппу.  

Умер 27 декабря 1924 г. в Париже от отека легких.

«Беотийка. Эскиз костюма к балету Н.Н.Черепнина Нарцисс», 1911 год
«Портрет Дягилева с няней», 1906 год
«Ужин», 1902 год
Воронцова Дарья. Контактный e-mail:Darya675@mail.ru