В. А. Серов

В. А. Серов

Портреты Валентина Александровича Серова (1865—1911) стали ярчайшим отражением времени, силой таланта их автора исключительно ясно и емко проявив характеры многих современников художника. В молодости Серов дерзко заявлял, что он не признает картин с содержанием, а признает картины, художественно написанные. С течением лет именно содержание стало главной отличительной чертой произведений Валентина Александровича, открыв поклонникам его творчества всю глубину неординарной личности искреннего и честного художника-гражданина, не умевшего и не желавшего притворяться, остро переживавшего происходящую вокруг несправедливость. Кто знает, какие еще шедевры создал бы этот талантливейший живописец, проживи он хотя бы на десяток лет дольше…

Валентин Серов родился в артистической семье. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Рано проявивший свое уникальное дарование, мальчик обучался сначала у немецкого художника Кемпинга, а затем у знаменитого живописца Ильи Репина. Позже Репин направил Валентина Александровича в Петербургскую академию художеств, где он занимался в мастерской Чистякова, став одним из самых способных и любимых учеников этого замечательного преподавателя. Все схватывая налету, Серов быстро перерос уровень академии и в 1885 году оставил учебу, так и не получив диплома, который был ему фактически не нужен.

Уже в ранних своих работах Валентин Серов ярко раскрыл свое дарование живописца, создав ряд великолепных полотен. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Оба портрета несут на себе печать романтической одухотворенности, особой возвышенной поэтичности, подчеркнутой ясной и чистой цветовой гаммой.

«Девушка, освещенная солнцем», 1888 год

Эти работы принесли Валентину Александровичу большую известность и привлекли к нему широкий круг заказчиков. В последующие годы, постоянно совершенствуя свое мастерство, художник создал обширную галерею образов самых знаменитых людей эпохи, в числе которых были монаршие особы и князья, промышленники и банкиры, артисты и художники. Его великолепные по исполнению и поразительные по степени проникновения в человеческий характер портреты стали поистине золотой страницей в истории отечественного изобразительного искусства. А серовский портрет Николая Романова навсегда остался одним из лучших портретов последнего российского императора.

С годами менялась не только художественная манера Валентина Александровича, все сильнее тяготевшего к импрессионизму и модернизму, но и его мироощущение. Все меньше оставалось в живописце той былой юношеской радости, с которой он создавал свои ранние произведения. Став свидетелем расстрела рабочих во время революции 1905 года, Серов в знак протеста вышел из состава членов Академии художеств. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». В 1909 году Серов из солидарности с обвиненной в неблагонадежности скульптором Голубкиной оставил преподавание в Училище живописи, ваяния и зодчества. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. 5 декабря 1911 года Валентин Серов спешил на портретный сеанс, но внезапно упал и умер от стенокардии.

Помимо замечательных портретов в творческое наследство живописца вошли великолепные пейзажи, графика, книжные иллюстрации, широкий ряд работ в других областях изобразительного искусства.

«Мика Морозов», 1901 год
«Портрет княгини О.К. Орловой», 1911 год
Воронцова Дарья. Контактный e-mail:Darya675@mail.ru