К. Ф. Богаевский
|
К. Ф. БогаевскийБогаевский Константин Федорович (1872 — 1943) — русский живописец-пейзажист. Рисовать начал в раннем детстве, в возрасте шести лет копировал пейзажи со старых олеографий. В Феодосии Богаевский брал уроки у мариниста И. К. Айвазовского, которые заключались главным образом в копировании морских пейзажей знаменитого художника. Учителем его был также художник Фесслер, обучивший мальчика основам рисунка. Много времени начинающий живописец посвятил пленэрной работе, делал зарисовки на улицах города, в его окрестностях, на рыночной площади. Так же упорно трудился молодой художник и в мастерской. В 1891 г. Богаевский начинает учиться в Петербургской Академии художеств, но методика преподавания не устраивает его, и он возвращается в Феодосию. Вскоре юноша получает приглашение от А. И. Куинджи, который заинтересовался работами начинающего живописца. Вместе с Куинджи, ставшим его учителем, и другими учениками Богаевский путешествует по Европе. Он посещает музеи Дрездена, Берлина, Кёльна, Мюнхена, Парижа, изучая искусство великих мастеров. Большое впечатление на художника произвели работы А. Бёклина, М. Клингера, Ф. Штука. Значительное влияние на Богаевского оказало творчество Врубеля и художников «Мира искусства». После окончания Академии в 1898 г. он вернулся в Феодосию. Путешествуя по Крыму, живописец делает зарисовки и пишет натурные этюды. Первые его произведения выполнены в темной цветовой гамме. Изображающие загадочные руины и безлюдные ландшафты, они проникнуты трагическим чувством («Древняя крепость», 1902, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия; «Звезда Полынь», 1907, не сохранилась). Богаевский много работает на открытом воздухе. Часть этюдов, выполненных в этот период, представляет собой полностью законченные произведения. Такова «Консульская башня в Судаке» (1903, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия). От изображения башни на холме и маленькой фигуры человека, глядящего в даль моря, веет тишиной и одиночеством. В приглушенной цветовой гамме написано светло-голубое море, озаренное лучами заката, зеленовато-желтое небо и розовые вершины гор. С 1907 г. палитра Богаевского становится более светлой. Характерной для этого времени стала картина «Берег моря» (1907, Третьяковская галерея, Москва). В ней нет ничего тревожного и пугающего, что было свойственно ранним работам живописца. Прекрасный крымский ландшафт, написанный в гамме зеленоватых, лилово-серых и голубых оттенков, проникнут торжественным покоем. Увлекаясь декоративными эффектами, Богаевский пишет пейзаж «Южная страна. Пещерный город» (1908, Художественный музей, Севастополь), напоминающий гобелен. Посвященная яркой природе Бахчисарая картина изображает залив, окруженный высокими скалами. Одинокий орел, кружащий в небе, своими размерами подчеркивает космическое величие природы, погруженной в молчание. В 1908-1909 гг. художник совершает путешествие в Италию и Грецию. По пути он останавливается в Берлине, а также в Мюнхене, Нюрнберге, где его привлекла живопись Клода Лоррена. В Италии Богаевский восхищается работами великих мастеров — С. Боттичелли, Дж. Беллини, А. Мантеньи. Любуясь красотой итальянских и греческих городов, он не расстается с альбомом, в котором делает зарисовки архитектурных памятников и ландшафтов. В 1910-е гг. Богаевский принимает активное участие в выставках «Мира искусства» и Союза русских художников. Он пишет восхитительные, немного таинственные пейзажи, изображающие спокойное море с легкими парусниками, величественные скалы и поросшие лесом холмы («Классический пейзаж», 1910; «Корабли», 1912, оба в Русском музее, Санкт-Петербург). В манере исполнения этих произведений заметно увлечение художника живописью К. Лоррена, Н. Пуссена и А. Мантеньи. Во время Первой мировой войны живописец попадает в рабочую роту под Севастополь. Не имея возможности заниматься творчеством, Богаевский делает зарисовки в короткие минуты отдыха. После революции, выполняя поручение Общества охраны памятников искусства, художник делает зарисовки исторических памятников Крыма. К 1923 г. относятся четыре больших панно, созданных Богаевским для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в Москве. Важное место в творчестве Богаевского этого периода занимают акварельные работы, не уступающие по мастерству исполнения масляной живописи. Большой интерес представляют и его литографии, повторяющие пейзажные образы живописных произведений. Не изменяет художник и своему любимому жанру — пейзажу, эмоциональному и лиричному. Он пишет этюды на открытом воздухе, позднее они легли в основу его марин.
|
Воронцова Дарья. Контактный e-mail:Darya675@mail.ru |